Stronghold (русск. Цитадель) — стратегия в реальном времени, выпущенная
Firefly Studios в 2001 году. Игра симулирует строительство, штурм или
оборону средневекового замка. Многие аспекты правил игры являются
нововведением жанра и на момент выхода игры были уникальны. В том же
году был выпущен адд-он Stronghold Crusader, посвящённый крестовым
походам Ричарда Львиное Сердце. Игра имела два продолжения: Stronghold
2 (посвящённый преимущественно экономике) и Stronghold Legends (с
фэнтезийным уклоном). Действие происходит в средневековой Англии в
период Высокого Средневековья. Король попал в плен к варварам, и его
страна захвачена алчными баронами. Игроку предстоит возглавить верные
королю войска и постепенно отвоевать страну у четверых злодеев: Крысы,
Кабана, Змеи и Волка, попутно отомстив за гибель своего отца.
Этот сюжет, по-видимому, отсылает к истории борьбы принца Джона с
баронами в период Третьего Крестового Похода, когда король Ричард был
захвачен австрийским герцогом. Частично это подтверждается тем, что
адд-он Stronghold Crusader посвящён именно крестовому походу Ричарда и
обороне султана Саладина. В игре присутствуют 2 режима:
сражения и экономика, военный и мирный пути. Сражения включают в себя:
военную кампанию, осаду, вторжение, сетевую игру. Экономика включает в
себя: экономическую кампанию, экономические миссии, свободное
строительство. Игра снабжена собственным редактором карт, где можно
создавать следующие карты: осада, экономическая, вторжение,
строительство, а так же карты для сетевой игры, либо особые осадные
миссии. Stronghold имеет как признаки стратегии в реальном
времени (по управлению юнитами), так и признаки экономической
стратегии, заложенные играми серии Settlers. Параллельно с военной
кампанией в игре существует экономическая. Как и во многих стратегиях
такого рода, игроку предстоит построить поля для пропитания людей,
шахты, каменоломни, лесопилки и прочее. Заметным отличием от канонов
является неуправляемость крестьян: они сами идут на работу, если
создано здание, и не могут быть перенаправлены на другую. Постройка
зданий происходит мгновенно, без процесса работы строителей.
Любой добытый крестьянами ресурс проходит длинный путь обработки и
превращения в конечный продукт. Добытая на полях пшеница и хмель не
являются автоматически едой: они требуют обработки мельницами и
пекарнями, которые также необходимо построить и обеспечить персоналом.
Аналогично происходит с деревом и железом при изготовлении оружия.
Важным фактором в игре является популярность. Чем выше доверие
населения к лорду, тем быстрее пополняются крестьяне (при наличии домов
для жилья). При падении популярности ниже 50 % вилланы начинают сбегать
и работа на полях и на обработке частично останавливается. Популярность
можно повысить, снизив налоги, увеличив рацион питания, построив храмы
и таверны и, наконец, объекты увеселения. Почти все эти действия имеют
одновременно и негативный эффект: опустошение казны, опустошение
амбаров (которое может привести к голоду и ещё большей ненависти
подданных), лень и пьянство, снижающие производительность труда.
Объекты устрашения — виселицы, плахи, колодки — напротив, стимулируют
население работать лучше и быстрее, но снижают популярность тирана.
Баланс между экономической выгодой и популярностью — основная дилемма
для игрока, которую можно решать различными способами. В
экономических миссиях на землях игрока по воле генератора случайных
чисел происходят какие-либо бедствия: неурожай, разбойники, пожар,
уничтожающий здания (для тушения которого требуются пожарные и
колодец), эпидемия чумы (которую может нейтрализовать специально
нанятый лекарь), нашествие волков или кроликов на поля.
Управление юнитами традиционно для стратегий в реальном времени. В игре
Stronghold не существует отдельных рас и народов, и все стороны имеют
одинаковый набор войск для найма. В Stronghold Crusader появляется
альтернатива в виде арабов-наемников, но по умолчанию и они доступны
обеим сторонам. Основной акцент в игре сделан не на полевые
сражения, а на осаду и оборону замка, башен и стен. Многие идеи игры в
этом отношении являются новаторскими. Войскам позволяется занимать
позиции на башнях и передвигаться по стенам, обстреливая находящегося
внизу противника. Игроку при строительстве предоставляется широкий
выбор видов каменных и деревянных стен, башен, рвов, зубцов, ям с
кольями и даже чанов с кипящей смолой. Для осады и штурма существует
набор осадных машин, таких как катапульты, баллисты, требушеты и
тараны, управляемых инженерами. Игра предоставляет возможность
штурмовать город противника, не только ломая стены вражеской крепости,
но и захватывая их с помощью осадных башен, лестниц и веревок. Игрок
также может организовать пожар или эпидемию в стане противника.
Производство войск в Stronghold — намного более сложный процесс, чем
это привычно игрокам по другим стратегиям. Для производства воинов
недостаточно иметь свободных крестьян. От игрока требуется добыть
ресурсы для производства оружия и доспехов, затем создать мастерские
стрельников, кузнецов и латников, которые произведут из дерева и железа
нужное количество оружия и брони. В соответствии с имеющимся в наличии
оружием лорд может нанимать войска из свободных крестьян. В Stronghold Crusader процесс был упрощен за счёт введения более дорогих, но нанимаемых традиционным способом воинов-арабов.
Тактика игроков-противников различна. Все четверо (в адд-оне восемь)
лордов обладают не только собственными портретами и коронными фразами,
но и собственной, индивидуальной тактикой ведения войны. Одни
предпочитают окапываться рвами и обороняться, другие непрерывно атакуют
с помощью тяжёлой пехоты, третьи совершают вылазки, сжигая поля игрока.
План замка и экономическая стратегия каждого из них также
индивидуальны. В игре есть казармы, гильдия инженеров и
гильдия сапёров. В казармах нанимаются: копейщики (8 монет, 1 копьё;
могут рыть рвы) лучники (12 монет, 1 лук; могут рыть рвы) арбалетчики
(20 монет, 1 арбалет, 1 кожанная броня; не могут рыть рвы) пехотинцы
(20 монет, 1 булава, 1 кожанная броня; могут рыть рвы) пикинёры (20
монет, 1 пика, 1 железная броня; могут рыть рвы) мечники (40 монет, 1
меч, 1 железная броня; не могут рыть рвы) рыцари (40 монет, 1 меч, 1
железная броня, 1 лошадь; не могут рыть рвы). В игре присутствуют
монахи, но нанять их нигде нельзя (в аддоне появилась возможность
нанимать их в соборе). В гильдии инженеров есть: осадные рабочие (4
монеты; невооружены ничем кроме лестниц; не могут копать рвы) инженеры
(30 монет). Инженеры ничем не вооружены, но их можно приставить к
оборонительным орудиям (башенные баллисты и башенные мангонели),
приставить к чану с маслом (тогда один из них будет дежурить у котла, а
остальные будут стоять на стенах, куда Вы их поставите и караулить
противника. Потом они побегут за добавкой. Если поставить их в режим
активной обороны - они будут поливать каждого встречного противника.
Если поставить их в режим пассивной обороны - то он будет поливать
только группы - от 3 человек) или к осадным машинам (но сначала их надо
выбрать, щёлкнуть по стрелке, выбрать орудие и поставить его там, куда
надо. Все машины мобильны, кроме требуше. Полный список: требуше,
катапульта, таран, осадная башня, осадный щит). Также они могут хорошо
копаты рвы. В гильдии сапёров нанимаются сапёры-копатели, они делают
подкопы под вражеские каменные укрепления. Стоят они 30 монет. Не могут
копать рвы. Интересные факты У мечника 20000 жизней, а у пикинёра - 50000! Это позволяет судить о пользе пикинёра при осаде.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Stronghold |